3. Стражи Речи Посполитой
Казаки были не гражданами Речи Посполитой, а всего лишь солдатами на службе. «Казаки хоть и составляют часть польского государства, но такую, как волосы или ногти на теле человека. Когда волосы или ногти слишком вырастут, то их стригут, так поступают и с казаками»[7]. В то же время польские короли, рассуждая, сколь полезны могут быть казаки для обороны от турок и татар, щедро награждали их преимуществами, давали вольности и жаловали землю.
Юридически границы земель запорожских казаков начали обозначаться уже со времени польских королей Казимира IV (1447 - 1492) и Сигизмунда I (1505 - 1548). «…В самом начале XVI в. (при короле Сигизмунде I) Дашкевич (запорожский атаман) вооружился с казаками против татар и нападающих на границы украинские жестоко поражал и с добычами из Польши и России бегающих ловил и в учрежденные места их отсылал; за что, в 1505 году, в награждение той службы козачей, испросил от короля польского, Жигимунда первого, земли в киевском и брацлавском воеводствах, для пространнейшего поселения сих воинов... При даче им земли одарил их вольностями и разными преимуществами, и на то привилегиею своею подтвердил» [8]. В 1516 году тот же польский король, Сигизмунд I, но только при другом казацком гетмане, Прецелаве Лянцкоронском, «за услугу казацкую дал в прибавок им (казакам) к прежней, по Днепру же на обои стороны и ниже до порогов землю, на которую те казаки, кои там промышлять хотели, переходили и на то данным от короля универсалом подтверждено, и наименованы они обоих сторон реки Днепра все вообще запорожскими казаками»[9].
Малороссийское казачество получило законное право от Сигизмунда I выбирать себе предводителей независимо от княжеских родов. В военачальники казаки могли избирать таких людей, которые выделялись личными дарованиями, а не генеалогическими правами. Окончательно выборное начало восторжествовало над элементом княжеским после смерти гетмана Богдана Евстафьевича Ружинского. Ружинский дал совершенно независимое от княжеской власти устройство тем казакам, которыми предводительствовал. Летописи называют преемниками Ружинского людей незнатного происхождения. Венцеслав Хмельницкий, Свирговский, Федор Богдан, Шах, Подкова, Скалозуб - вот гетманы, которые после Ружинского выдвигаются из толпы по ее выбору.
Мещане не могли не видеть преимущества казаков, которые не только были освобождены от различных повинностей и не терпели притеснений от королевских старост, но и пользовались почетом как воины, подвергавшие свою жизнь опасностям для защиты мирных жителей. Уходя за пороги Днепра казаковать, мещане считали себя вольными казаками. Возвратившись домой, они не хотели больше слушаться королевских старост. «А которые старые и добрые Казаки имеют довольное богатство в платье и в деньгах, а пожелают ехать в Малороссию или в Польшу для торгов или других каких нужд оные берут себе паспорта от Кошевого за их войсковою печатью, и из оных много случается, что взяв из Сечи все свое богатство, и женятся в Малороссии или в Польше, и там остаются» [10].
Считая себя народом вольным, избегая столкновений с поляками, запорожцы все далее уходили в Дикое поле. Но так было до 1562 года. В 1562 году Польша, нуждаясь в запорожцах для охранения своих границ, постаралась привлечь их. Она обязалась выдавать им определенное жалованье и юридически закрепила за ними все пространство земель между реками Днепром и Днестром к татарским границам. Привилегия 1562 года подтверждена и привилегией 1569 года, когда на польском престоле был король Сигизмунд-Август, сын Сигизмунда I. Таким путем казачество разрасталось, становясь одновременно угрозой и для самой Польши.
Желая разбить солидарное сопротивление со стороны казаков, польский король Стефан Баторий (1575-1586 гг.) стал заманивать некоторых из них далекою надеждою шляхетства. Он уменьшает количество казачьих полков до шести и разделяет казаков на признанных законом – «реестровых» и непризнанных – «выпищиков». Все малороссийские казаки (считается до 50 тысяч), кто не попал в этот список, должны были сделаться мещанами или «хлопами».
После того как количество казаков, желавших попасть в список (реестр), оказалось гораздо больше шести тысяч, недовольные толпами устремились в Запорожье. Именно с тех пор пошло разделение казаков на малороссийских - реестровых, или городовых, и запорожских, или низовых - вольных. Будучи выходцами из малороссиян же, запорожцы не имели и не могли иметь никаких враждебных отношений к малороссийским казакам. Каждые со своим предводителем, они действовали иногда совокупно против общих врагов, но без всякой подчиненности одни другим.
Ограничение перехода в казаки реестром в дальнейшем стало основанием для многих смут и неурядиц в Украине, так как казаки добивались то увеличения числа реестровых, то отмены реестра совсем. Требование расширения реестра проходит красной нитью через все казацкие восстания конца XVI - начала XVII веков и, как считают историки, способствовало формированию национальной элиты Украины[11].
Король Стефан Баторий, имея власть над Украиной под видом наследия Киевского, Черниговского и Северского князей, кроме старинного города Чигирина, дал в пристанище низовым казакам город Трехтемиров с монастырем для постоянного жительства в нем в зимнее время, а жалованья производил в год каждому по червонцу и по шубе. Будучи великим полководцем и политиком, Стефан Баторий ценил отвагу запорожцев, неоднократно поражавших врагов Украины и Польши, стремился одарить их преимуществами, давая им законное право на владение землями.
Говоря языком грамоты короля Батория[12], когда запорожцы со всей Малороссией жили братски заодно с Польшей, как «вольные с вольными, равные с равными», были обозначены дарованные запорожцам и самим Баторием, и его предшественниками земли. Не спрашивая о происхождении запорожцев, об их правах на земли и берега Днепра, Баторий «своею Королевскою грамотою подтверждает все права на владение занятым краем как награду за прежние и поощрения на будущие его службы». В грамоте он жалует атаману Павлюку «знамя, бунчук, булаву и печать, с вырезанием на оной стоящего рыцаря с самопалом и перекривленным на голове колчагом и рог пороховой при бедре, в герб». Баторий официально признавал Запорожье независимым как готовое воинство, неоднократно поражавшее врагов Украины и Польши.
Развитие государственности западнорусских земель, где проживали предки основателя рода Пржевальских, необходимо рассматривать как идущее от древнерусских городов-государств к княжествам и военно-служилой государственности - и, далее, - к сословно-аристократическому государству. Витебск сначала входил в Полоцкое княжество, потом был центром Витебского княжества. Земли, на которых находился Витебск последовательно назывались: Великим княжеством Литовским, затем Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским и снова Великим княжеством Литовским. Историки иногда называют эти земли Литовской Русью. После создания совместно с Польским королевством федеративного государства Речи Посполитой то, что в Московской Руси называлось Литвой, стали называть просто - Польша.
Сохранившиеся в архивах документы с полной уверенностью позволяют утверждать, что в середине XVI века отец основателя рода Пржевальских Онисим (Ониска, Анисим) Перевал (Перевалька, Перевалка, Перевалок) был конным мещанином[13]. Конные мещане были особой сословной группой, занимавшей промежуточное положение между обычными мещанами и шляхтой (дворянством). Как сословная группа, конные мещане встречаются только в Витебске[14].
Сын Онисима Перевала Карнила во время военных действий должен был воевать в составе литовского войска. До конца XVIII века в Речи Посполитой польские и литовские войска составляли две отдельные армии.
Карнила вступил в военную службу за короля польского Стефана и постепенно дослужился чина ротмистра Войск козацких.
Начиная с 1578 г. по решению сейма польский король мог на поле боя самостоятельно, с согласия находившихся при нем сенаторов, награждать дворянским достоинством. Во время осады Пскова для поднятия духа своего войска король Стефан Баторий 28 ноября 1581 года провел такое награждение двенадцати человек «за отличную и деятельную военную службу и проявленное мужество». Среди них достоинство литовского дворянина и герб было пожаловано Карниле Онисимовичу Пржевальскому.