ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ: БОЛЬШАЯ ИГРА В ТИБЕТЕ? СХИММЕЛЬПЕННИНК BAH ДЕР ОЙЕ Д.
В 1808 году английский ветеринар Уильям Муркрофт оставил свой кабинет в Лондоне и отправился в Калькутту. В Британской Ост-Индской компании, в то время по сути правившей субконтинентом, из-за тропического климата возникли проблемы с лошадьми. Потребовалась помощь опытного ветеринара. Ситуация была критической. Руководству Ост-Индской компании стало известно о плане Наполеона и его союзника, царя Александра I, вторгнуться в британские владения Индии. В первые годы своего пребывания там Муркрофт слышал истории, что где-то к северу от Гималаев есть порода выносливых лошадей, способных развивать большую скорость. Если бы ему удалось отыскать хоть несколько особей этой легендарной породы и вернуть их в Калькутту, то племенной фонд для кавалерии был бы восстановлен. И вот, в начале 1812 года Муркрофт отправился в район Кайласы на юго-западе Тибета. В июле того же года он пересёк перевал и остановился в маленькой деревне на границе, чтобы получить разрешение посетить город Гарток.
Местный чиновник пригласил его в свой дом, чтобы обсудить его просьбу за чашкой чая. У чиновника были две маленькие собачки явно европейского происхождения; обрадовавшись европейцу, они бросились к Муркрофту. Позже он писал, что собаки «ласкались ко мне, обнюхивали, прыгали, лаяли и, казалось, так радовались, увидев меня, как если бы признали во мне старого и дорогого знакомого». А ещё собачки охотно выполняли трюки, которым их обучили, очевидно, прежние владельцы: «Сидя на задних лапах, они поднимали передние лапки, как бы подражая военной команде «на караул!». Очевидно, это домашние животные когда-то принадлежали солдатам... Тут-то Муркрофт и пришёл в ужас: чиновник пояснил ему, что получил собак в подарок от «Oroos», то есть русских.. -1
Известия о том, что русские войска имели дела с мелким чиновником в южном Тибете менее чем в шестистах километрах от Калькутты (!), стало шоком для Муркрофта. Тем более, что тогда он ещё не знал, что Наполеон повернул своё оружие против бывшего союзника - Александра I и ситуация перестала быть для Англии столь уж критической. Бдительный британский ветеринар пришёл к выводу, что казаки делали разведку во Внутренней Азии, чтобы спланировать маршрут вторжения в Индию Великой армии Наполеона.
Немногие обратили тогда внимание на предупреждения Муркрофта о русской угрозе Индии. В первые годы после победы в битве при Ватерлоо Англия и Россия были в хороших отношениях. Муркрофт оказался первым, англичанином, обеспокоенным возможными планами Петербурга относительно Тибета и подрыва позиций Британии в Индии. Но уже в начале XX века многие его соотечественники начали разделять эти опасения. Вскоре после экспедиции Муркрофта граница Тибета была практически изолирована от европейского мира. Не имея достоверной информации, британцы опасались самого худшего в этой terra incognita по ту сторону Гималаев. В течение десятилетий после смерти Муркрофта в 1825 году, когда Англия вступила в соперничество с Россией за господство во Внутренней Азии (конфликт, который читатели Редьярда Киплинга знают как «Большая игра», «The Great Game»), этот недостаток информации не ощущался так остро.
До конца XIX столетия игровые поля этого «матча» империй лежали за пределами Тибета. Но в 1900 году буддийская теократия внезапно обнаружила себя объектом англо-русского соперничества. Слухи о царских интригах в Потала и тайных поставках оружия привели в 1904-м к британской военной экспедиции под командованием полковника Фрэнсиса Янгхасбенда, проложившей свой путь в Лхасу, чтобы не допустить появления очередной «русской марионетки» во Внутренней Азии. Вскоре после этого обе державы согласились прекратить склоку перед лицом более актуальной опасности — прусского милитаризма. Кроме этого, Большую игру формально завершил англо-русский договор 1907 года.
Много было написано об участии Англии в этой викторианской холодной войне. Но поскольку в XX веке советские архивы были так же недоступны для иностранцев, как Лхаса для европейцев в XIX-м, западные учёные мало исследовали вопрос о действиях России в Тибете. В результате накопилось множество разногласий по поводу истинного характера деятельности Петербурга - если таковая вообще имела место - в Потала2. Был ли «успех России в Тибете полностью обусловлен работой восточного типа, секретными миссиями, подкупом, тайными вооружениями, бесстыдной ложью и блефом», как утверждал один французский источник3? Или имели место более мягкие формы, как утверждал историк Том Грюнфельд: «Пока Россия не имела интересов в Тибете, она вряд ли стала бы прикладывать существенные усилия для их осуществления. Возможно, Тибет просто не представлялся достаточно важным4?»
Теперь, когда основные архивные фонды стали доступны, можно наконец попытаться дать предварительный ответ на поставленный вопрос.
На протяжении большей части XIX века Россия и Англия находились в состоянии холодной войны. Как и в конфликте между СССР и Соединёнными Штатами сто лет спустя, противники боролись не за территории, им принадлежавшие, а за гегемонию над третьими силами. Англо-русское соперничество можно условно разделить на два этапа - «Восточный вопрос» и «Большая игра» Самым главным, конечно, был Восточный вопрос, или что делать с умирающей Османской империей? Но после поражения в Крымской войне Россия обратила свой взгляд на восток, в сторону Средней Азии. Снова русские выступили против Англии в конфликте, который позднее стал известен британцам как Большая игра.
Несмотря на джентльменские коннотации в своём названии, эта «игра» была смертельно опасной борьбой за господство над азиатской глубинкой. Для королевы Виктории ставки здесь были не меньше, чем в «вопросе о русском или британском господстве в мире»5. «Игровое поле» тогда простиралось от Персии на западе - через Афганистан и Среднюю Азию - до огромных пространств Центральной Азии. За исключением полей сражений крымской кампании, Большая игра дала поразительно мало прямых вооружённых конфликтов. Военные операции проводились в основном в отношении третьих сторон, во имя обеспечения их лояльности, как в случае с Персией и Афганистаном, или умиротворения приграничных территорий6.
Ещё одним аспектом «Большой игры» был упреждающий характер многих её ходов. Великобритания, в частности, вмешивалась в дела Персии и Афганистана в основном в профилактических целях. Английский учёный Алистер Лэмб заметил: «В настоящее время политика и язык игры должны состоять в том, чтобы сделать правильный ход сейчас, дабы не дать возможность противнику сделать правильный ход позднее»7. Поэтому сведения и представления, зачастую основанные на разведке самого элементарного рода, играли ключевую роль в действиях стратегов Лондона и Петербурга.
Оба «игрока» использовали очень похожие тактики. Но их цели существенно различались. Мотивы России в Центральной Азии по-прежнему вызывают оживлённые дискуссии среди историков. Британские же действия были почти полностью мотивированы страхом перед вторжением России в Индию. Некоторые в Англии усматривали перспективу экспансии России в Средней Азии. Лорд Керзон, вице-король Британской Индии, писал, что «однажды встав на путь завоевания Закаспия... Россия была просто вынуждена идти вперёд, с той же закономерностью, с которой Земля движется вокруг Солнца».
Британские опасения были не совсем беспочвенны. Ещё Екатерина Великая заигрывала с идеей завоевания Индии. Её сын, Павел I, приказал части донских казаков собраться в Оренбургской губернии в 1800 году для подготовки нападения на английские колониальные владения. Но после его убийства наследник, Александр I, отказался от подобной схемы. В ходе Большой игры планы России никогда не выходили за пределы общих штабных учений, патриотических передовиц и, при случае, тактики дезинформации8.
Тибет казался идеальным объектом для викторианского беспокойства по поводу безопасности границ Индии. После присоединения Непала и Бутана к империи в конце XIX века британское правление в Индии распространилось на предгорья Гималаев. То, что лежало за этой отвесной скальной преградой, во многом оставалось загадкой для повелителей Индии. В конце 1700-х годов Лхаса объявила всех европейцев персонами нон грата, сделав всё возможное, чтобы они воздерживались от проникновения в этот регион. География значительно упростила эту задачу: кольцо неприступных гор вокруг Тибета служило ему лучшей защитой.
Проблема отношений Тибета с соседним Китаем до XX века по-прежнему вызывает оживлённые споры. В XIX веке далай-лама был теоретически вассалом Цинского императора, но к концу столетия китайский сюзеренитет над теократией-затворницей был уже дипломатической фикцией. Хотя европейские державы официально признали китайское владычество, английский офицер в Сиккиме, близкий к политике, писал, что «тибетцы не будут подчиняться [Китаю], и китайцы отказываются отдавать приказы, поэтому Китай является сюзереном только по названию»9. Лишь по одному вопросу ламы и мандарины пришли к полному согласию: держать европейцев подальше от Тибета. Политика изоляции оказалась эффективной. В XIX веке только три европейца, как известно, достигли Лхасы. На протяжении значительной части Большой игры Лондон игнорировал северного соседа Индии в пользу Персии, Афганистана и среднеазиатских ханств, где виделась тогда главная ось любого продвижения русских войск. География Тибета была слишком суровой. Многие русофобские трактаты на страницах британской печати XIX века практически ничего не говорили о Тибете.
До 1890-х годов русские дипломаты были также не слишком заинтересованы в Тибете. В XVIII веке Екатерина II пыталась наладить торговые связи с Лхасой и регулярно переписывалась с местным духовенством. Наследники царицы, однако, не поддержали усилий по установлению связей с Лхасой, и до самого царствования Николая II Тибет не был важным объектом для русской дипломатии. Через сто лет после смерти Екатерины Великой заинтересованность России в Тибете возродилась в кабинетах учёных-географов. В рубеже XIX-XX веков Петербургский университет был ведущим центром тибетологии, среди его преподавателей были такие выдающиеся учёные, как Сергей Ольденбург и Фёдор Щербатской.
Другая группа россиян, обративших пристальное внимание на Тибет, сконцентрировалась в Императорском Географическом обществе. Несмотря на то, что общество было частным учреждением под патронажем великого князя, его деятельность имела мотивы, выходившие за рамки чисто научного любопытства. Географическое общество поддерживало тесные связи с армией, и его экспедиции часто организовывались сотрудниками Генерального штаба. Ничто лучше не демонстрирует этот двойственный военно-академический характер общества, чем деятельность его члена - знаменитого исследователя Азии Николая Михайловича Пржевальского. Четыре путешествия Пржевальского в 1870-1880-х годах через неизведанную территорию Монголии в Синь- цзян и Тибет имели огромное значение для науки. Ведущие европейские географические общества вручили ему золотые медали за открытия, в том числе и за обнаружение дикой породы лошадей (той самой, за которой безуспешно охотился бдительный Мур- крофт), получившей его имя.
Но Пржевальский был больше, чем географ. Николай Михайлович являлся также сотрудником Азиатской части Главного штаба - органа, отвечавшего за сбор информации о континенте для армии10. Этот офицер писал своему начальству перед отъездом: «Притом научные исследования... будут маскировать политические цели экспедиции и отклонять всякие подозрения наших недругов»11. Обогащая знания по географии, Николай Михайлович занимался также военной разведкой во Внутренней Азии12. Во время своей первой поездки в регион (1870-1873) он первым сообщил подробную информацию о крупном мусульманском восстании в Западном Китае. Во время следующей поездки, состоявшейся через семь лет, у него была тайная миссия к лидеру повстанцев Якуб-беку.
В 1878 году Пржевальский предложил организовать экспедицию в Тибет. В служебной записке в Главный штаб он излагал ряд научных задач, но основная цель заявлялась как стратегическая. Он указывал, что Лхаса — резиденция главнейшего духовного лидера буддизма, своего рода «азиатский Рим». Ибо далай-лама не только являлся светским правителем Тибета, но и имел огромное влияние на 250 миллионов буддистов, живущих на континенте13. Если бы русский человек смог добраться до дворца Потала, он бы убедил «первосвященника Востока» встать на сторону Санкт- Петербурга. К тому же нельзя было терять времени, поскольку британцы также изо всех сил старались пробраться в столицу Тибета из Индии, и вполне могло случиться так, что гималайская теократия оказалась бы в сфере влияния Лондона14.
Экспедиция Пржевальского оказалась на этот раз неудачной: его караван был в 250 километрах от столицы, когда отряд тибетских солдат преградил ему путь. Николай Михайлович не сдавался, сделав ещё две попытки достичь цели — в 1883 и 1888 годах. Но обе попытки также не увенчались успехом. Географическое общество организовало ряд дополнительных исследований Тибета в конце века с участием бывших помощников Пржевальского Петра Козлова и Всеволода Роборовского, а также молодого бурята Гонжобаба Цыбикова. Однако только один из них смог достичь Лхасы до 1903 года: это был Цыбиков, путешествовавший в качестве буддистского паломника.
В первые годы своего царствования Николай II совершил дипломатический поворот к Востоку. Этот новый стратегический акцент в значительной степени был результатом растущей слабости династии Цин. Но русская дипломатия, хотя и стала более агрессивной в Маньчжурии и Корее, продолжала игнорировать Тибет. Так, министр финансов Сергей Витте, архитектор царской политики в Азии на рубеже веков, отклонил запрос на 5000 рублей для оплаты работы профессора тибетского языка в Восточном институте Владивостока, утверждая, что «изучение тибетского вряд ли можно считать достаточно практически ценным»15.
Великобритания, чьи владения в Индии к тому времени затронули южные границы Тибета, не обращала особо пристального внимания на Тибет вплоть до начала XX века. Знакомство с несколькими публикациями в русской прессе лета 1901 года свидетельствует об изменении ситуации. Так, в «Одесских новостях» и двух петербургских газетах появились лаконичные заметки о «Чрезвычайной миссии ламы Тибета». Сообщалось, что из порта в Крыму миссия направилась в российскую столицу с не вполне определённым дипломатическим заданием. Группа везла письма от далай-ламы: его целью было «сближение и укрепление добрых отношений с Россией»16.' Главой прибывшей группы была замечательная личность — бурятский монах Агван Доржи- ев17. Он родился в 1854 году в Восточной Сибири, а в юности уехал в Тибет на учёбу в большой монашеский центр Дрепунг. Бурят оказался академически и политически одарённым человеком, став близким советником далай-ламы.
Одной из самых сложных проблем для духовного правителя Тибета было сохранение независимости его страны. Традиционно главными угрозами были Китай на востоке и Британская Индия на юге. Самой большой опасностью в начале XX века представлялись англичане и сипаи. Присоединение Непала, Дарджилинга, Бутана и других гималайских княжеств к Индии в течение XIX столетия придвинуло британскую армию к границам Тибета. Духовный лидер хорошо понимал, что его страна — следующая в этом списке. Отношение Тибета к России было более позитивным. В Лхасе паломники из ламаистских меньшинств России, буряты и калмыки, часто говорили о терпимости царской власти к буддизму18. Кроме того, в отличие от маньчжуров или Британской Индии, далёкая держава на севере не была в состоянии оказать вооружённое давление на Поталу.
Доржиев предложил далай-ламе искать защиты от Великобритании и Китая в России. В 1898 году он отправился в столицу России, официально — чтобы получить деньги от калмыков и бурят для своего монастыря в Тибете. Но в ходе визита он также встретился с рядом правительственных чиновников, а также с близким ко двору своим соотечественником Петром Бадмае- вым. Кроме того, он получил аудиенцию у Николая II в декабре того же года, вероятно, чтобы искать покровительства России19. Император оказал ему тёплый приём, но ничего не обещал Доржиеву. Бурят вернулся в Лхасу ни с чем, если не считать золотых часов с выгравированным двуглавым орлом20.
Два года спустя Доржиев прибыл в Россию, теперь уже в качестве главы официального тибетского посольства. Цель его поездки, по документам российского МИД состояла в поиске защиты от англичан, угрожавших Тибету главным образом из Непала21. Состоялась аудиенция у Николая II, на этот раз на берегу Чёрного моря в Ливадийском дворце, а также встречи с Витте, Куропатки- ным и Ламсдорфом22. Россияне предложили открыть консульство в Лхасе. Доржиев, однако, возразил: если Тибет разрешит присутствие русских дипломатов на своей территории, то вскоре и другие державы потребуют официальных контактов. Вместо этого посланник предложил открыть консульство в Китае, недалеко от границы Тибета23.
Доржиев хотел большего, чем просто установление дипломатических отношений, и в 1901 году сделал ещё один визит в Россию. В отличие от предыдущих аудиенций с царём и устных просьб о помощи на этот раз бурят провёз письменное обращение из Поталы: «Для содержащего буддийское вероучение тибетского государства являются великими врагами и притеснителями иноземцы-англичане. Благословите осмотрительно преподать двум отправленным послам относительно того, как получить нам спокойствие от их пагубы и удручающих деяний...»24
По сообщению русского дипломата Ивана Коростовца, специальная конференция высокопоставленных чиновников обсуждала вопрос о связях России и Тибета. Несмотря на симпатии царя кхаризматичному буряту, министры не хотели раздражать Великобританию присутствием России в стране, находившейся в такой чувствительной близости от важнейших английских заморских владений. Поэтому решили не предлагать далай-ламе покровительства России25. Единственный конкретный результат посольства Доржиева состоял в открытии секретного консульства в городе Гандин, в провинции Сычуань, недалеко от реки Янцзы. Чиновники российского МИДа не спешили в этом вопросе, хотя соответствующая должность была утверждена императором в начале июля 1901 года26. Будда Рабданов, бурятский переводчик, которого МИД назначал на эту работу, только два года спустя, осенью 1903-го, достиг города Гандин27. Чтобы избежать беспокойства Великобритании, консульству пришлось работать в условиях строжайшей секретности28. Но миссия не увенчалась успехом. К декабрю 1904 года Рабданов покинул Гандин и отправился домой29.
Русофоба Джорджа Керзона, вице-короля Индии, первые поездки Доржиева в Россию поначалу не беспокоили. Узнав о миссии 1900 года, он заключил: «Тибетцы, я думаю, гораздо вероятней обратятся к нам за защитой, чем к России»30. Но, получив не более чем через год известие о другом посольстве, прореагировал по-иному. Доклады японского монаха Экаи Кавагучи — вполне возможно, агента Токио — о русских караванах с винтовками в Лхасе усилили опасения Керзона31. «Я считаю своим долгом сорвать эту маленькую игру, пока ещё есть время»32, — заявил он в Лондоне.
С неохотой, но всё же британское правительство дало своё согласие вице-королю. В 1903 году Керзон приказал полковнику Фрэнсису Янгхасбенду направиться в Тибет вместе с 1000 гуркхами33 для переговоров с тибетцами. Имея на вооружении лишь средневековые мушкеты, далай-лама был не в состоянии обеспечить соблюдение независимости. 3 августа 1904 года Янг- хасбенд вошёл в столицу Тибета. Вопреки слухам о русских агентах и тайных поставках оружия, он не обнаружил никаких доказательств царской интриги. Устаревшие мушкеты войска далай-ламы служили наглядным доказательством того, что Лхаса не получала никакой тайной помощи от своего северного соседа34.
Что касается обещаний русского царя защитить Тибет, они оказались не более чем дипломатическим манёвром. За исключением некоторых сетований в адрес британцев, единственным ходом Петербурга в ответ на известие, что Янгхасбенд продвигается к Лхасе, была отправка офицера калмыцкой конницы Нарана Эренцовича Ульянова узнать, что же происходит в Тибете35. Миссия была проведена скрытно по прямому приказу военного министра Куропаткина, который уточнил, что Ульянов должен отправиться исключительно как частное лицо, на свой страх и риск36. Невезение ещё раз помешало предприятию. Менее чем через три месяца после отправки из Сибири Ульянов заболел и умер, а остальные участники его экспедиции возвратились в Россию37.
Марш полковника Янгхасбенд на Лхасу поставил Россию перед свершившимся фактом, и вопрос Тибета снова подвис в неизвестности. Когда в июне 1906 года была созвана специальная конференция, чтобы обсудить тибетский вопрос, новый министр иностранных дел Александр Извольский решил, что «у России нет непосредственных интересов [там]», помимо обеспечения доступа в Лхасу для буддийских подданных царя и географов. Было решено, что Англия должна иметь приоритет в Тибете38.
В следующем году в рамках англо-русского соглашения разрешились вопросы Персии, Афганистана, а также Тибета и последний раунд Большой игры закончился. Призрак прусского милитаризма в Центральной Европе теперь казался гораздо более грозным, чем вопрос стратегического баланса во Внутренней Азии.
Очевидно, что решение Англии о вторжении в Тибет было больше мотивировано русофобией Керзона, чем реалистичной оценкой царской политики. Архивы свидетельствуют, что, кроме путешествий таких должностных лиц, как Пржевальский, царские интересы в Тибете в XIX веке были минимальны. Даже тогда, когда далай-лама XIII пошёл на беспрецедентный шаг отправки посланника в Петербург, ответ оказался весьма сдержанным. До самого начала британского марша на Лхасу Россия не предпринимала ничего более существенного, чем создание поста на границе Тибета.
Экспедиция Янгхасбенда даёт классический пример ошибочного восприятия оценок разведки. Граф Нессельроде, министр иностранных дел Николая I, в своё время хорошо понял суть этой извращённой логики, назвав Большую игру «турниром теней»39.
Перевод Петра Баратова
Примечания
1. Alder G., Bokhara В. The Life of Willam Moorcroft. London. 1985. P. 147.
2. Потала - царский дворец, храмовый комплекс и резиденция далай-ламы в Тибете.
3. Alexandre U. Un Empire russo-chinois Paris. 1900. P. 24.
4. Grunfeld A. The Making of Modern Tibet. Armonk, NY. 1987. P. 52.
5. Fromkin D. The Great Game in Asia// Foreign Affairs. Spring. 1980. P. 951.
6. См.: Braun P. Die Verteitigung Indiens 1800-1907. Cologne. 1968. P. 2.
7. Lamb A. British India and Tibet. London. 1986. P. 62.
8. По этому поводу см.: Hopkirk P. The Great Game. Oxford. 1990; Gillard D. The Struggle for Asia 1828-1914: A study in British and Russian Imperialism. London. 1977; Снесарев А. Индия как главный фактор в Средне-Азиатском вопросе. СПб. 1906; Лебедев В. Т. В Индии: Военно-стратегический и статистический очерк. СПб. 1898.
9. Addy P. Tibet on the Imperial Chessboard. Calcutta. 1984. P. 49.
10. См.: РГВИА. Ф. 400. On. 21. Д. 1692.
11. Там же. On. 1. Д. 553. Л. 3-4.
12. Bilof E. G. The Imperial Russian General Staff and China in the Far East 1880-1888. PhD Thesis: Syracuse University. 1974. P. XX.
13. Секретный меморандум Пржевальского Главному штабу. 16 ноября 1878 г.// РГВИА. Ф. 400. On. 1. Д. 553. Л. 10.
14. Об этом см. переписку М. И. Венюкова и Пржевальского//Архив РГО. Ф. 13. Оп. 2. Д. 41. Л. 2, 30.
15. РГИА. Ф. 565. Оп. 8. Д. 29-725. Л. 9.
16. Great Britain. East India Office, Papers Relating to Tibet. London. 1904.
P. 113-114.
17. См.: Snelling J. Buddhism in Russia. Shaftesbury, Dorset. 1993; Andreev A. The Buddhist Shrine of Petrograd. Ulan Ude. 1992; Idem. Agvan Dorzhiev's Secret Work in Russia and Tibet//Tibetan Review. 1993. Vol. 28. №9. P. 11-14.
18. Snelling J. Op. cit. P. 1-10. См. также: Nolte H. Religiose Toleranz in RuBland 1600-1725. Gottingen. 1969. P. 36-52.
19. Доржиев А. Автобиография//АВПРИ. Ф. 143. On. 491. Д. 1448. Л. 163; РГИА. Ф. 560. On. 28. Д. 641. Л. 11-15.
20. Шаумян Т. Тибет в политике царской России на рубеже XIX-XX веков. М. 1993 С. 44-45.
21. Меморандум Министерства иностранных дел. 28 сентября 1900 г.// АВПРИ. Ф. 143. Оп. 491. Д. 14481. Л. 2.
22. Там же. Л. 5.
23. Доржиев А. Автобиография. Л. 164.
24. Письма далай-ламы Николаю II. 17 июня 1901.//АВПРИ. Ф. 138. Оп. 467. Д. 248/249. Л. 3.
25. Korostovets I. Von Chingis Khan zur Sowjetrepublik. Berlin. 1926. S. 208.
26. РГИА. Ф. 560. On. 28. Д. 64. Л. 5.
27. АВПРИ. Ф. 491. Д. 1449. Л. 99.
28. Там же. Ф. 143. On. 49.1 Д. 1449. Л. 9
29. Там же. Л. 132.
30. Addy P. Op. cit. Р. 69.
31. Verrier A. Francis Younghusband and the Great Game. London. 1991. P. 175.
32. Lamb A. Op. cit. P. 60.
33. Гуркхи - британские колониальные войска, набиравшиеся из непальских добровольцев.
34. Lamb A. Op. cit. Р. 252.
35. РГВИА. Ф. 447. On. 1. Д. 77. Л. 17.
36. Там же. Л. 25.
37. Полное описание см.: Ульянов Д. Предсказания Будды о Доме Романовых. СПб. 1913. Ещё один пересказ этой истории находим у Е. М. Примакова в «Очерках истории российской внешней разведки». Т. 1. М. 1996. Гл. 26. С. 183-191.
38. АВПРИ. Ф. 143. On. 491. Д. 1468. Л. 8-11.
39. Edwards М. Playing the Great Game. London. 1975. P. VIII.