Евграф Иеронимович Пржевальский

Евграф Иеронимович Пржевальский Из послужного списка: "Приказом августейшего главнокомандующего Кавказской армии от 16 ноября 1916 года за №732 за отличную усердную службу и труды, понесенные во время военных действий награжден орденом Св.Равноапостольного князя Владимира 4-й степени - 16 ноября 1916 г. Цена этой награды может быть понята, если обратиться к свидетельству Шавельского Г.И., протопресвитера Русской армии и флота, побывавшего на Кавказском фронте (Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. - Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954.). «Нам стоит сделать самый незначительный нажим, чтобы весь турецкий фронт полетел к черту. Но... мы не можем удлинить линию расстояния от своей базы и на десять верст, ибо это потребовало бы невероятного увеличения транспорта, - говорил мне командир корпуса, известный генерал Михаил Алексеевич Пржевальский. Снабжение фронта, действительно, стоило невероятных усилий. Дикая Армения не могла дать ни хлеба для людей, ни фуража для лошадей. И то, и другое везли с Кавказа или - horibile dictu («Страшно вымолвить».) - из России, ибо сам Кавказ кормился Россией. При этом железная дорога кончалась у Сары-камыша, а дальше, на протяжении сотен верст дикой, гористой, трудной дороги, везли реже на грузовиках, чаще на лошадях. Перевозка еще осложнялась тем, что тут же приходилось везти и корм для извозных лошадей и даже дрова для костра по пути, ибо ни корму, ни дров на протяжении сотен верст нигде нельзя было найти. По всему пути от Сары-камыша до Эрзинджана и далее вдоль фронта тянулся почти не прерывающийся обоз. Чего только тут не везли: снаряды, патроны, ружья, части орудий, муку, мясо, сено, зерно, обмундирование и пр., и пр. Туда тянулись нагруженные всяким добром грузовики и возы: оттуда возвращались пустые, или с больными и ранеными. Решительно на каждом возу поверх казенной клади лежал еще дорожный запас сена для лошадей и несколько полен дров. Малейшее продвижение вперед, увеличивая расстояние от базы, требовало соответствующего увеличения транспорта, а увеличение транспорта прежде всего выдвигало вопрос о новом фураже, лишняя добыча и доставка которого уже граничили с невозможностью». А вот каков был враг: «Курды - народ примитивный, дикий, стоящий на очень низкой ступени культуры. Они кочевники, хищники и не обладают рыцарскими чертами. Упорного боя не принимают, действуют в конном и пешем строю. Если они в большинстве - то делаются смелыми. Пленных не берут и раненых добивают, предварительно изуродовав…Турки-османлисты, как боевой материал, были высокого качества: смелые, храбрые, чрезвычайно выносливые, нетребовательные и скромные и в то же время - дисциплинированные. По своей природе они были настоящими воинами, обладая и отличающим истинного воина благородством. Они храбро дрались, почти всегда принимали штыковой удар, хорошо применялись к местности, хорошо шли в атаку, отлично оборонялись» (Macловский Е.М. Мировая война на Кавказском фронте 1914-1917 гг. Париж, 1933 г., С.27, 44.).