Образовательное пространство

 В основу Устава о военно-учебных заведениях было положено указание императора Николая I, гласившее:
«Воспитанник кадетского корпуса должен стать христианином, верноподданным, добрым сыном, надежным товарищем, скромным и образованным юношей, исполнительным, терпеливым и расторопным офицером». 

Военно-учебные заведения в России. Исторический очерк

Начало военно-учебным заведениям в России положил импера­тор Петр Великий, который основал в Москве Школу математи­ческих и навигацких наук для элементарной подготовки молодых людей к службе в артиллерии, инженерах и флоте.
В 1712 году им же открыта Инженерная школа на 150 воспи­танников, а в 1719 году добавочно в С.-Петербурге были учреждены две школы: артиллерийская и инженерная. 

В 1721 году император Петр Великий, предвидя пользу, какую могла бы получить армия от обучения хотя бы части поступавших в полки солдатских детей грамоте и мастерствам, повелел учредить при каждом пехотном, гарнизонном полку школу на 50 человек, а для содержания их, без особых на то издержек, оставлять незамещенными в каждом полку такое же число солдатских вакансий; что в 49 полках и одном батальоне составляло 2475 человек, в числе коих значились дети армейских и гарнизонных нижних чинов. Школы эти, названные гарнизонными, открылись в том же, 1721 году. Эти школы окончательно организовались при императрице Анне Иоанновне.

В 1732 году по пред­ложению фельдмаршала графа Миниха открыто в  С.-Петербурге Офицерское училище, которое затем при учреждении в 1743 году Морского кадетского корпуса переименовано в Сухопутный шля­хетский кадетский корпус. С 1800 года он назывался Первым кадетским корпусом.
Артиллерийская и инженерная школы, соединенные в 1758 году и преобразованные в 1762 году, были пере­именованы в Артиллерийский и инженерный корпус, а в 1800 году во Второй кадетский корпус.

Император Павел I еще до своего вступления на престол основал в Гатчине в 1795 году военное училище, преобразованное через три года в Императорский военно-сиротский дом, а в 1829 году в Павловский кадетский корпус в С.-Петербурге. 23 декабря 1798 года при учреждении Императорского военно-сиротского дома  все состоявшие при гарнизонах школы были переименованы в отделения сего дома под названием «военно-сиротских отделений».

В 1802 году был сформирован Пажеский корпус как военно-учебное заведение. 
В 1807 году создан корпус волонтеров, сначала из одного батальона, а затем из двух, названный Дворянским полком.
В 1812 году учрежден в местности Напаниеми, Куопиоской губернии, Финляндский кадетский корпус топографов, который затем в 1819 году был переведен в г. Фридрихсгам и преобразован в Финляндский кадетский корпус.
В 1819 году основано Главное инженерное училище, в 1820 году Артиллерийское, а в 1823 году при гвардейском корпусе учреждена Школа гвардейских подпрапорщиков в составе одной роты; в 1826 году при ней сформирован эскадрон из юнкеров гвардейской кавалерии. В 1849 году высочайшим приказом Артиллерийскому училищу повелено именоваться Михайловским.

Кроме того, в разных губернских городах, начиная с царство­вания императора Александра I, на счет казны и местного дво­рянства, а также на пожертвования отдельных лиц, как, например, графа Аракчеева в Новгороде, Бахтина в Орле, Неплюева в Орен­бурге, Черткова в Воронеже, постепенно стали возникать новые кадетские корпуса, так что в 1855 году кроме вышеупомянутых военно-учебных заведений существовало уже 11 кадетских корпу­сов первого класса и 5 корпусов второго. Первые делились на три курса: приготовительный, общий и специальный; вторые же имели только младшие классы, и воспитанники их по окончании курса переводились в корпуса первого класса, выпускавшие кадет офи­церами.
Чтобы при выпуске в офицеры они были подготовлены вполне ко всем требованиям службы, специальные классы кадетских корпусов в 1863 году отделили от общих с образованием из первых военных училищ с чисто военной организацией, а из вторых - военных гимназий с курсом обще­образовательным.

25 декабря 1856 года обнародован был знаменательный указ Сената о прекращении обязательного приема в кантонисты солдатских сыновей. В 1858 году батальоны, полубатальоны, эскадроны, дивизионы и роты кантонистов были упразднены, а вместо них открыты порядка 25-ти училищ военного ведомства, в которые перевели кантонистов.

В 1863 году основаны три военных училища: 1-е Павловское и 2-е Константиновское в С.-Петербурге и   3-е Александровское в Москве.
В 1864 году на тех же основаниях учреждено из Школы гвар­дейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Николаевское кавалерийское училище в С.-Петербурге.
Ввиду того что военно-учебные заведения были не в состоянии давать армии необходимое ей число офицеров, были учреждены юнкерские училища, а для подготовки к поступлению в них - военные прогимназии.

 При выпуске из юнкерского училища согласно Инструкции Военного министерства «в первый (высший) разряд перечисляются те только юнкера, которые в течение значительного времени испытаны в сознательном понимании дисциплины и в постоянном усердии к добросовестному исполнению своих обязанностей и которые не только тверды в правилах нравственности, но, отличаясь основательным характером и благородным образом мыслей, приобрели полное доверие начальников и такое уважение товарищей, что могут иметь на последних благотворное влияние. Во втором (среднем) разряде оставляются юнкера, доказывающие своими поступками усвоение правил дисциплины, внимания к обязанностям службы и усердие к исполнению своих обязанностей. В этом разряде могут оставаться и те, которые впадают в проступки, если только проступки эти происходят не вследствие дурных наклонностей, а единственно от неустановившегося еще характера. В третий (низший) разряд низводятся те юнкера, которые, по легкомыслию и наклонности к дурному, с неуважением относятся к обязанностям службы и не показывают желания исправиться».