О Роде

Герб Рода как его видит Владимир Петрович Пржевальский.JPG

Имперское мышление входит в круг ценностей, которыми дорожат Пржевальские. Крымская война, участие в российско-британском противостоянии в Центральной Азии в середине XIX века; решение в пользу России Восточного вопроса в декабре 1916 года, – все это боевые вехи рода.

Социальная история дает основание утверждать, что развитие человека в условиях социума (как феномена) предполагает и социальное управление и социальную самоорганизацию («…Мы Король, имея во всегдашнем внимание дабы Служба и подвиги каждого Нам Королю и Республике оказываемых, не оставить без наград и прочь то самое и других к заслугам поощрять». Подобное рождает подобное. Поэтому самого выдающегося представителя рода Пржевальских некоторым зарубежным ученым ничего не остается как упрекать в наличии других видов сознания, например, имперского (но не вульгарного). Именно это делают некоторые предвзятые ученые, в частности, профессор Йельского университета Дэвид Схиммельпэннинк ван дер Ойе по отношению к Николаю Михайловичу Пржевальскому . 

С получением привилегии («Божиею милостию Стефан Король польский,  Великий князь литовский, русский … и прочая объявляет сею привилегиею нашего нынешнего и будущего века людям…») род Корнилы Паровала приобрел династические признаки. Социальная роль династии не может быть сыграна, если представители династии не способны взять на себя ответственность за других людей и, в свою очередь, сами не могут стать источниками социальной активности. Поэтому придавать понятию имперского мышления негативный смысл нет научных оснований (в отличие от политических). Осознанная Корнилой Анисимовичем необходимость привилегии (король предложил ему выбор: орден или дворянство) естественным образом обернулась свободой в рамках ответственности – привилегией потомков умирать за интересы государства и общества.

Россия вот уже не одно столетие несет особую миссию - сохранение христианского мира. Поэтому существенное место в системе имперского мышления занимает «восточный вопрос». Остроту ему придает множество обстоятельств: многовековая борьба со «степью», от успеха которой нередко зависело само существование Русского государства, процессы освоения «дикого поля» на юге и востоке, желание расширить территорию, миссионерское движение, религиозно-политическая проблема «константинопольского наследства». Феномен имперского сознания в России, его стереотипы и рецидивы - проблема, практически не изученная до сих пор .