Александр Александрович Пржевальский

В ходатайстве о награждении орденом «Красная Звезда» значится: 
«Во всех операциях, проводимых партизанским отрядом, т. Пржевальский всегда проявляет мужество и находчивость, воодушевляя весь отряд на борьбу с немецкими захватчиками, заражая бойцов на подвиги личным примером бесстрашия и отваги… Участвуя в операции по разгрому автоколонны противника, А.А. Пржевальский, начав бой первым, лично сбил автомашину с немецкими солдатами и штабную машину с офицерами. Были захвачены карты  и другие ценные документы». 
В 1941 году бойцы партизанского отряда № 164, в составе которого воевал комиссар Пржевальский, проложили для блокадного Ленинграда Дорогу жизни на неделю раньше, чем на лед вступили другие воинские подразделения. Об этом героическом переходе через еще неокрепший лед Ладожского озера сообщила 1 декабря 1941 года  газета «Советский партизан» (№ 23). В советское время о действиях партизанского отряда №164 писал П.Р. Шевердалкин в книге «Героическая борьба ленинградских партизан» (Лениздат, 1959 г.). Совсем недавно подробности того далекого подвига были бережно собраны и опубликованы Петром Телковым  в газете «Всеволожские вести» (Петр Телков.  Первопроходцы Ладожского озера. Газета "Всеволожские вести", N32, 7 мая 2003 г.). Приведем его с небольшими сокращениями.
"…Выполнив боевое задание, Всеволожский партизанский отряд № 164 возвращался в Ленинград. В полевых сумках партизан находились донесения, добытые трофейные документы и связка военных карт на русском, финском и немецком языках, имевшие важнейшее значение для командования Ленинградского фронта. Сдав их в разведотдел 54-й армии и поместив раненых в армейских госпиталях, отряд численностью 28 человек двинулся в направлении Верхней Назии. 
После трудного и опасного перехода через линию фронта  люди могли расслабиться, расположившись на отдых в избе бывшего председателя рыболовецкого колхоза. В это время командир Д.И. Власов и комиссар А.А. Пржевальский искали пути переправы через озеро на западный берег. Рождались самые дерзкие варианты. Один из них предполагал переправиться от Назии до истока Невы на обыкновенных лодках с помощью проводников из местных рыбаков (в такое-то время, когда Ладога в своем коварстве особенно опасна!). Вариант этот сразу же был отвергнут убедительными доводами рыбаков. Обратились к командованию 128-й дивизии - помочь переправиться на западный берег на каком-либо судне. Но и тут неудача: «Неделю раньше это было бы возможным, но флот прекратил курсировать - не дает шторм». Между тем начавшиеся морозы усилились. Прибрежную полосу озера стало сковывать льдом. Это натолкнуло на мысль о возможности перехода на западный берег по льду, как только он будет достаточной крепости. Стали ждать. Вечером 8 ноября отправили бойца в разведку. Пройдя километров пять, он вернулся обратно: конца ледяного поля не было видно. Хотя лед под ногами потрескивал, решено было отправиться в путь - отважиться на такое могли только люди, обладающие беспредельным мужеством и бесстрашием.
9 ноября вечером от южного берега в глубь озера «бурлацкой бечевой», как называли партизаны свой строй, потянулись три растянувшиеся цепочки отряда. Бойцов каждой цепочки соединяла веревка, зацепленная сзади за лодки, влачившиеся по льду. В них было сложено отрядное снаряжение и имущество. Впереди на расстоянии 15 - 20 метров шли разведчики, затем командир отряда Д.И. Власов и комиссар А.А. Пржевальский. 
Шли, напряженно всматриваясь в темноту, где должен быть расположен остров Зеленец. Удержаться на льду становилось все труднее. Люди падали, цепляясь за лед, вставали, снова падали, увлекая веревками других. Встречались промоины, над которыми клубились сероватые столбы пара. Лодки килями зарывались в лед. Партизаны оттаскивали их в сторону, и вода стремительно вырывалась наружу из образовавшейся щели. 
Перед рассветом показалась узкая сероватая полоска берега, затем - очертания острова Большой Зеленец. Кругом валуны, мелкий кустарник, небольшие деревца. В выброшенной на берег барже передохнули. Днем осмотрели остров. Хорошо был виден Бугровский мыс, занятый немцами, которые вполне могли рассмотреть партизан в бинокль и расстрелять. 
Десятого, вечером, в направлении Кошкина мыса была отправлена разведка в составе: А. А. Пржевальского, Т. А. Кузнецова, Б. С. Киселева, И. А. Скиба. Благополучно достигнув западного берега, группа вернулась на остров. В ночь на 11 ноября в том же порядке, но без лодок, три цепочки людей снова двинулись в путь. Однако выйти на берег оказалось невозможным. Ломая лед, прошел какой-то запоздалый буксир, отыскивая место для стоянки. Пришлось вернуться на остров. 
В ночь на 12 ноября отряд снова отправился в путь. Вчерашняя промоина была заполнена беспорядочным нагромождением торосов, достигавших двухметровой высоты. Преодолев эту гряду, усталые и измученные походом, партизаны оказались в тиши леса. Но как только отряд вышел на лесную дорогу, его остановил патруль береговой охраны. После проверки и объяснений выяснилось, что в этом месте ожидалась финская разведка. Партизаны могли быть обстреляны своими.
По возвращении в Ленинград в докладе начальнику разведуправления Ленинградского фронта генералу П. П. Евстигнееву и начальнику партизанского движения М. Н. Никитину о боевых действиях отряда в тылу врага было доложено и о переходе через Ладожское озеро. Это было вечером 12 ноября 1941 года. Никитин сразу же доложил о всеволожских первопроходцах Ладожского озера А.А. Жданову, о чем свидетельствует стенографическая запись, хранящаяся в партизанском архиве Ленинграда…"