1. Великое княжество Литовское и Великое княжество Московское

В XIV веке, в княжение Гедимина (1316—1341) и его сыновей Ольгерда (1345—1377). Великое княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские и другие исконно русские земли, часть из которых стала позже белорусскими и украинскими. Их включение облегчалось тем, что Русь была ос­лаблена монголо-татарским правлением, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских феодалов.

В Литве большую часть жителей составляли православные русские. Поэтому преобладали русские порядки, доминировал русский язык. Старославянский язык фактически был государственным языком Великого княжества Литовского в течение не­скольких веков. Литовский язык появился в качестве государственного в позднейшие времена. Своеобразный язык литовцев того времени был ближе русскому, чем современным украинскому и белорусскому[1]. В этом можно убедиться, если ознакомиться с документами Литовской Метрики – канцелярии Великого княжества Литовского.

Русские управля­лись и судились по своим обычаям. Князья литовские женились на русских княжнах. Русские земли облитовились, а этническая Литва в значительной степени обрусела и приняла правосла­вие. Когда нападали татары, литовцы и русские отбивались от них сообща.

Под литовским владычеством русским жить было лучше, чем под татарами. Дань, которую платили русские литовцам, была незначительной.

Вплоть до XVI века восточнославянское население Великого княжества Литовского считало себя русским. Кроме того, войны, плен, эмиграция привели к тому, что московских «выходцев» в Речи Посполитой было больше чем в Москве литовских. Это были представители всех слоев общества, от мещан до княжеских родов. Больше всего выходцев из Московской Руси было в Упитском повете. Историк Д.И. Довгялло отмечает, что «в далекой от Москвы Упитской волости существовала бесспорная великорусская колонизация».Русский царь Иван IV среди православного населения Великого княжества Литовского пользовался определенной популярностью. Сам он гордился тем, что понимал по-польски.

В 1386 г. великий князь ли­товский Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и при­нял католическую веру. Княжество Литовское и королевство Польское соединились под одной властью. И хотя государством руководили литовские князья, с этого момента в Литве стали заводиться польские порядки.

Принятие католичества правящей элитой Литвы считается началом конца Великого княжества Литовского, ибо этот шаг оттолкнул от нее православных славянских (или ославянившихся) князей. Если польский язык, как господский, и находил некоторых по­следователей, ввиду удобства сношений с поляками, то попытки поляков обратить русский народ в католичество потерпели полнейшую неудачу. Вследствие этого поляки задумали церковную унию - соединение православной и католической церквей под общим главенством папы римского. Но церковная уния делала католическое и православное духовенство из конкурентов смертельными врагами.

Отделение Киевской земли от Литвы после политической Люблинской унии 1569 г., создания Речи Посполитой привело к качественному изменению уклада жизни и степени полонизации Малой и Бе­лой Руси[2]. Несмотря на противодействие русских, понимавших, чего добиваются поляки, Польша и Литовское княжество соединились в одно государство. При том что Литва, Русь и Польша должны были объединиться на условии «как равные с равным и вольные с воль­ным», польская шляхта обманула.

Поэтому сегодня мы можем вести речь о расходящихся исторических путях государств, в которых соответственно стали формироваться и различные этносы. Сравнение исторического развития Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского в XIV – первой половине XVI века показывает, что в то время между ними было гораздо больше сходства, чем различий. Эту стадию можно условно назвать «военно-служивой государственностью». К ней восточные славяне перешли от древнерусских городов-государств, и в ее становлении огромную роль сыграла служебно-городская система, известная в более ранний период у западных славян.

К середине XVI века в Великом княжестве Литовском победил сословный строй, что позволило объединиться с соседней Польшей в рамках Речи Посполитой (Люблинская уния 1569 г.). В Московском государстве усилилась центральная власть и началось формирование самодержавного государственно-крепостнического строя. Надо признать, что русский вариант в государственном отношении оказался более жизнеспособным.

В 1561 г. Константинопольский патриарх направил царю Ивану IV грамоту с призывом бороться против учения Лютера, набиравшего силу в Великом княжестве Литовском, и особенно против связанного с лютеранством отрицания почитания икон. Польско-литовское государство было гораздо лучше подготовлено к идейному противостоянию. В Московском дворе в начале XVII века сосуществовали две линии Гедеминовичей и семь княжеских домов Рюриковичей. Иван IV и Король Речи Посполитой Сигизмунд II Август были дальними родственниками, принадлежавшими к одной династии – династии Ягелонов. 

В Польше, кроме сравнительно немногочисленных мещан, было только два сословия: панство (шляхта) и хлопство (крепостные). Вся земля, за исключением королевских имений, принадлежала шляхте. Хотя Польшей правил король, но власть была в руках богатой шляхты – магнатов. Магнаты собирались на сеймы (собрания выборных от шляхты), издавали законы и выбирали короля. В сейм попадали лишь самые влиятельные и богатые.

Благодаря сейму шляхта получила исключительное право иметь крепостных, строить крепости, лить пушки, казнить смертью своих хлопов (крепостных). Магнаты были так богаты, что некоторые их поместья представляли из себя дворцы, вооруженные, как крепости, пушками. Поместья охра­нялись собственными войсками «хоруговями», набранными из бедных шляхтичей, и командами «жолнеров» — конницы, набранной из русских, но одетой по немецкому образцу[3].

Во второй половине XVI столетия, на момент приезда семиградского воеводы венгра Стефана Батория в Польшу для избрания королем, погранич­ными городами Речи Посполитой на юго-востоке со стороны степей были: Остер, Киев, Канев, Черкасы, Белая Церковь, Брацлав и Винница. Граница Московского царства начиналась на западе около Пскова, шла на Смоленск, Орел, а затем поворачи­вала на восток, доходя примерно до города Хвалынска, что на Волге. К западу от Смоленска лежало королевство Польское, а к югу шли земли Малороссии. Крым, Кавказ и всё побережье Черного моря было под властью турок и татар.